Юзабилити сайта
Многие новички в сфере веб-дизайна и SEO-оптимизации наверняка не раз слышали о таком термине, как «юзабилити сайта». Но далеко не все из них знают об истинном значении данного термина. Слово «юзабилити» имеет иностранное происхождение. В недословном переводе с английского языка термин «usability» означает «удобство пользования», «возможность быть использованным». В сфере веб-дизайна речь обычно идет об удобстве пользования сайтом. И это самое удобство оценивается конкретными пользователями, то есть посетителями сайта.
От того, насколько грамотно сайт сконструирован, насколько он удобен для людей, насколько он приспособлен к совершению человеком определенного целевого действия (покупки товаров и услуг), зависит очень многое. В первую очередь, конечная прибыль (если речь идет о корпоративном ресурсе). Ведь зачастую даже при высокой посещаемости сайта и высоком качестве товаров число заключенных сделок оставляет желать лучшего. Все потому, что посетители попадают на сайт, теряются на нем и уходят, так и не совершив целевое действие.
Грамотное юзабилити сайта – это комплексное понятие. Его основными составляющими являются контент, навигация, структура сайта и дизайн, которые формируют целостный интерфейс. Основной критерий качественного юзабилити сайта – это «правильное» поведение пользователя. При первом посещении человек без подсказок должен разобраться в том, чему посвящен сайт, из каких основных разделов и страниц состоит. Также человек должен быстро понять, как выполнить то или иное действие на сайте, к примеру, скачать каталог продукции, заказать товар, зарегистрироваться и т.д. Как было сказано выше, от этого будет напрямую зависеть прибыль.
Неофициальный свод правил грамотного юзабилити сайта
- Правило 7-ми. Речь идет о навигационных ссылках или о каких-то других объектах навигации, расположенных на главной странице. Желательно, чтобы их число не превышало 7. К примеру, если ссылок в главном меню больше, то внимание пользователя будет рассеиваться, человеку будет сложно сосредоточиться на конкретной информации или пункте меню, который может привести его к этой информации. В ситуации, когда на сайте много разделов и страниц целесообразно сделать выпадающее меню с подпунктами (при этом число основных пунктов также не должно превышать 7).
- Правило 3 кликов мышкой. Здесь речь идет о глубине сайта (числе уровней вложенности страниц). Чем больше глубина и запутаннее система навигации, тем сложнее человеку добраться до какой-то конкретной страницы. А чем сложнее добраться до страницы, тем больше вероятность того, что человек до нее просто не доберется (и не совершит целевое действие). Поэтому следите за тем, чтобы число уровней вложенности страниц не превышало 3. В таком случае до любой страницы сайта можно будет добраться за 3 клика.
- Правило двух секунд. Речь идет о времени загрузки страницы. Тут все просто – чем быстрее страница грузится, тем меньше дискомфорта испытывает посетитель при просмотре сайта. Максимальное время загрузки страницы, при котором пользователь не испытывает явного дискомфорта – 2 секунды (согласно проведенным тестам).
- Правило перевернутой пирамиды. Речь идет о схеме размещения информации на странице. В данном случае наиболее важная информация (конкретные факты и события, дата и время этих событий) размещается как можно ближе к началу страницы. Обусловлено это тем, что самые важные сведения в любом случае отложатся в голове у читателя (даже если он прочитает лишь пару предложений текста).
- Правило Фиттса. Сама формулировка данного правила довольно сложная. Суть заключается в том, что каждый из объектов должен обладать определенным размером (исходя из важности этого объекта и его удаленности от центральной зоны страницы сайта). Другими словами, ссылки, отдельные функциональные блоки и элементы сайта должны обладать именно тем размером, при котором информация, заключенная в них, будет хорошо заметна. Также размер объекта должен обеспечивать возможность быстрого и точного наведения на него указателя мышки.